5 4

Кипрский кризис: причины

3 апреля Международный валютный фонд принял программу помощи Кипру на общую сумму 10 млрд. евро, из которых вклад непосредственно МВФ составит 1 млрд.. В этот же день министром финансов Кипра был назначен Харис Георгиадис, взамен ушедшего в отставку 2 апреля Михалиса Сарриса. Причиной отставки прежнего министра финансов стало расследование причин банковского кризиса.

Программа помощи от МВФ содержит ряд условий, обязательных для выполнения правительством Кипра. В число этих условий входит консолидация бюджета и решение проблем крупнейших банков.

кипр

 

Как развивались события

С начала 2012 года крупные банки Кипра понесли большие убытки в связи со списанием греческих облигаций. В результате списания греческих долгов банки островной республики потеряли 81% своих инвестиций, что превышает 4 млрд. евро или 24% ВВП Кипра.

В середине 2012 года правительство Кипра обратилось к Евротройке с просьбой о предоставлении финансовой помощи в размере 17 млрд. евро.

14-15 марта 2013 года прошел саммит ЕС, на котором не был рассмотрен вопрос о предоставлении Кипру финансовой помощи.

16 марта на совещании Еврогруппы было принято решение о предоставлении помощи Кипру при условии введения единовременного налога на все депозиты в банковской системе страны в размере 6,75-9,99%, что фактически равносильно конфискации части средств вкладчиков. В тот же день была приостановлена деятельность банковской системы Кипра, любое перечисление средств заморожено, банкоматы были опустошены. Парламент Кипра не принял постановления о «налогообложении» всех депозитов. Правительство склоняется к альтернативному решению проблем банковской системы, в соответствии с которым «налогом» будут облагаться только крупные депозиты (на сумму свыше 20 или 100 тыс. евро).

21 марта 2013 года кипрской делегации не удалось договориться с правительством РФ о получении займа и реструктуризации старых долгов. Предложения Кипра о добыче нефти и газа не заинтересовали российские компании по причине того, что на этих месторождениях не были проведены сейсмические исследования. Помимо этого, на территорию, на которой находятся месторождения, имеет претензии Турция, и турецкие власти обещали оспорить любую деятельность по разведке и разработке этих месторождений.

24 марта 2013 года власти Кипра в результате переговоров с Евротройкой пришли к итоговому антикризисному плану. В соответствии с этим планом, «налогом» будут облагаться только депозиты размером свыше 100 тысяч евро. Потери же крупных вкладчиков будут различаться в зависимости от того, в каком банке был размещен вклад. Банк Кипра (крупнейший банк страны) будет реструктуризирован, а второй по размерам банк — Кипрский народный банк – ожидает ликвидация.

29 марта 2013 года правительство Кипра пообещало полностью отменить ограничения на банковские операции через месяц. По состоянию на эту дату на Кипре в день можно было снять не более 300 евро. Общий объем денежных переводов за пределы страны не мог превышать 5 тыс. евро в месяц. Туристы, желающие покинуть страну, могли вывезти не более 3 тыс. Помимо этого, нельзя было обналичить чеки. Ограничения существовали на банковские счета, номинированные во всех валютах.

Причины банковского кризиса

Основная причина кризиса на Кипре, безусловно, заключается в том, что Кипр – оффшорная страна. И имеет обычный для оффшорной страны перекос в сторону банковского сектора экономики. Объем вкладов в банковской системе Кипра на момент перехода кризиса в острую фазу составлял 835% от размера ВВП, в то время как средний для стран Европы показатель — 354 % ВВП.

Реальный же сектор экономики Кипра невелик по объему, поскольку не может быть большой экономика страны с числом жителей немногим более 800 тыс. человек, из которых свыше 20% — граждане других государств. Просто потребности жителей Кипра слишком малы, чтобы иметь большую и устойчивую экономическую систему, направленную на их удовлетворение. Второй основой экономики Кипра является туристическая отрасль, которая тоже зависима от конъюнктуры мировых рынков.

Первопричины кризиса на Кипре лежат в том, что в связи с мировым финансовым кризисом поток туристов и доходы от туристической отрасли стали снижаться. Помимо этого, рынок недвижимости Кипра, цены на котором были до кризиса 2008 года неоправданно велики, с 2009 года впал в состояние стагнации. Цены стали снижаться, объемы продаж сократились. А инвестиции в недвижимость также были одним из путей размещения средств кипрских банков. Вклады же банки Кипра привлекали под значительно более высокие проценты, чем банки крупных стран ЕС (4,45% по сравнению, например, с 1,5% в банках Германии). И, столкнувшись с отсутствием достаточно доходных и не слишком рискованных инструментов инвестирования, банки Кипра начали обретать все признаки финансовой пирамиды – выплачивать проценты по старым вкладам за счет привлечения новых.

Примерно в этих условиях в начале 2012 года МВФ принимает решение о списании долгов по греческим облигациям, в соответствии с которым именно банковские учреждения Кипра понесли наиболее тяжелые потери. И без того балансировавшая на грани финансового кризиса экономика Кипра и крупнейшие финансовые учреждения этой страны прогнозируемо оказались неспособны выкрутиться самостоятельно и обратились за помощью. Условия же предоставления помощи неожиданно для многих включили в себя требование о «единоразовом налоге» на все вклады в банковской системе страны. То есть, они изначально составлялись таким образом, чтобы надолго отбить у инвесторов желание размещать на Кипре средства и минимизировать налогообложение через оффшорные компании.

Причина такого жесткого отношения со стороны МВФ вполне банальна. Эта финансовая организация защищает интересы США и крупных стран Западной Европы, а вовсе не стран, нуждающихся в помощи. А существование оффшорных зон, регистрация предприятий в которых позволяет владельцам бизнеса экономить на уплате высоких налогов в развитых странах, интересам развитых стран напрямую противоречит.

Конечно, можно понять президента Кипра Никоса Анастасиадиса, обвиняющего ведущие страны ЕС в экспериментах над экономикой его страны. Но ожидать иного стране, основой благосостояния которой является помощь бизнесу в экономии на уплате налогов в развитых странах, на взгляд автора статьи, и не стоило.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login